Дэвис Робертсон - Дептфордская трилогия

Скачать

Дэвис Робертсон - Дептфордская трилогия

Дептфордская трилогия

Год выпуска: 2012 г.

Фамилия автора: Дэвис

Имя автора: Робертсон

Исполнитель: Ирина Ерисанова

Издательство: Нигде не купишь

Оцифровано: shniferson

Очищено: shniferson

Тип аудиокниги: аудиокнига

Аудио кодек: MP3

Битрейт аудио: 96 кбит/с

Время звучания: 37:31:05

Прочитано по изданию: СПб, Азбука, серия "Цвет литературы"

Перевод с английского: М. Пчелинцев, Г. Крылов

Описание: Дептфордская трилогия» — вершина творчества одного из самых знаменитых канадских писателей XX века. Три построенных на детективно-философской интриге романа прослеживают судьбы трех друзей детства, один из которых становится миллионером и политиком, другой — педагогом и агиографом, а третий — всемирно известным иллюзионистом. Отыскивая мифологические аналоги происходящих событий — страшных, трогательных, смехотворных, — персонажи стремятся выявить их психологическую истину, при том смертельно рискуя...

цикла:

• Пятый персонаж / Fifth Business (1970) - 11:57:47

• Мантикора / The Manticore (1972) - 11:08:39

• Мир чудес / World of Wonders (1975) - 14:24:39

Книга "Пятый персонаж"

Первый роман «Дептфордской трилогии» выдающегося канадского писателя и драматурга Робертсона Дэвиса. На протяжении шестидесяти лет прослеживается судьба трех выходцев из крошечного канадского городка Дептфорд: один становится миллионером и политиком, другой — всемирно известным фокусником, третий (рассказчик) — педагогом и агиографом, для которого психологическая и метафорическая истинность ничуть не менее важна, чем объективная, а то и более.

Книга "Мантикора"

Что делать, выйдя из запоя, преуспевающему адвокату, когда отец его, миллионер и политик, таинственно погибает? Что замышляет в альпийском замке иллюзионист Магнус Айзенгрим? И почему цюрихский психоаналитик убеждает адвоката, что он — мантикора? Ответ — во втором романе «дептфордской трилогии».

Книга "Мир чудес"

«Мир чудес» — это автобиография мага и волшебника Магнуса Айзенгрима, история его подъема из бездны унижения к вершинам всемирной славы. Будучи произведением вполне самостоятельным, «Мир чудес», однако, завершает «Дептфордскую трилогию» букеровского лауреата Р. Дэвиса, так что читавшие «Пятый персонаж» и «Мантикору» узнают наконец ответ на вопрос: «Кто убил Боя Стонтона?»

об авторе:

Робертсон Дэвис (полное имя — Уильям Робертсон Дэвис) — классик литературы XX века, один из наиболее популярных и уважаемых «пишущих людей» (как любил говорить он сам) в Канаде.

Будущий прозаик, драматург, критик и журналист родился в Темсвилле (Онтарио). С детства окруженный книгами, Роберт рос в атмосфере искусства, рано начал проявлять интерес к театру и языкознанию. Его отец был связан с изданием прессы, и, так же как и мать, был страстным читателем и библиофилом.

Юный Дэвис учился в старейшей канадской частной школе-пансионе для мальчиков Upper Canada College, затем в Королевском Университете (Кингстон) и Баллиольском колледже Оксфорда в Англии. В 1939 году опубликовал работу «Shakespeare's Boy Actors» (оригинальное издание этой книги стоит сейчас у коллекционеров от 200 до 4000 долларов). Принимал участие в студенческих постановках в Оксфорде, выступал актером в небольших ролях, пару лет работал литературным помощником режиссера в Лондонском театре «Олд Вик». Там же встретил свою будущую невесту — австралийку Бренду Мэтьюс.

После возвращения в Канаду в 1940 году был литературным редактором журнала «Saturday Night», издавал газету «The Peterborough Examiner» в городке Питерборо, недалеко от Торонто. Также, вместе с несколькими другими родственниками, чуть позже Дэвис стал владельцем еще нескольких канадских газет и других изданий. Многие друзья и знакомые из той поры и истории, взятые из их жизней, попадут позднее в некоторые романы и пьесы писателя.

Робертсон Дэвис продолжал публиковать статьи и работы по театру, в конце 40-х годов написал несколько своих первых пьес (одноактных и трехактных), которые были почти сразу же поставлены на местных сценах. В 1947 году вышла книга «Shakespeare for Young Players», в которой были высказаны взгляды Дэвиса на актерскую игру. В 50-х годах он много помогал с организацией Стрэтфордского шекспировского фестиваля, и воспоминания об этом легли в основу трех книг написанных совместно с театральным режиссером сэром Тайроном Гатри и художницей Таней Моисевич. Также, на протяжении многих лет под псевдонимом Сэмюэль Мэрчбэнкс в газетах публиковались юмористические эссе и заметки Дэвиса, которые были постепенно собраны в трех томах, и в итоговом томе-омнибусе «The Papers of Samuel Marchbanks» (1985).

В крупной форме писатель дебютировал романом «Tempest-Tost» (1951). Эта книга открыла цикл работ, посвященных маленьким городкам Канады и сложным взаимоотношениям их обитателей на протяжении многих десятилетий. Собственно, на трех монументальных трилогиях о таких городках, как на трех китах, и держится в основном репутация Робертсона Дэвиса для большинства читателей мира.

C 1960 по 1981 год он преподавал в Тринити Колледже Университета Торонто, с 1963 года стал ректором Мэсси Колледжа при том же университете (помимо этого являясь и одним из его основателей). В 1960 году был опубликован первый сборник эссе Дэвиса — «A Voice From the Attic», но все десятилетие прошло у него в основном под знаком преподавательской деятельности.

В 1970-х годах писатель возвращается к написанию романов и завоевывает популярность своим магнум опусом — философско-магической «Дептфордской трилогией» (романы «Fifth Business», 1970; «The Manticore», 1972; «The World of Wonders», 1975), в которой его любовь к мифологии и волшебству, а также знание провинции и ее обитателей, наверное, достигли своего апогея. Хитросплетения жизни трех главных героев (с замечательно выписанными характерами), густо пропитанные мотивами юнгианской психологии, не отпускают от себя вот уже несколько поколений читателей. Ибо это действительно талантливо и тщательно скроенное, стилистически изящное и чертовски увлекательное повествование, которое наслаивает друг на друга реальность и фантасмагорию, горечь правды и сладость лжи, сухость истории и зыбкость мифа. В «Пятом персонаже» Дэвис предстает одним из самых искуссных игроков с читателем, а некоторая нудноватость психоанализа в «Мантикоре» с лихвой окупается драматичной сюжетной канвой и грязной пестротой изнанки цирка в «Мире чудес», заключительном романе трилогии.

Робертсон Дэвис«Психологизм для Дэвиса — это все. Он использует все известные миру архетипы, дабы сделать своих героев объемнее. Фольклорный подтекст необъятен — от праисточников гетевского «Фауста» до французского аллегорического «Романа о лисе» XII-XIII веков. Причем эта смысловая насыщенность легко воспринимается благодаря лаконичности и точности языка, которым написана трилогия...» (из рецензии Юлии Качалкиной).

Еще одна трилогия — «The Cornish Trilogy» — появилась в 1980-х и содержала даже чуть более существенные фантастические элементы. Ее составили романы «The Rebel Angels», 1981; «What Bred's in Bone», 1985; «The Lyre of Orpheus», 1989. Первый из них, вместе с «Дептфордской трилогией», был включен в знаменитый литературный «Западный канон» критика Гарольда Блума. Два последних романа Дэвиса — «Murther and Walking Spirits» (1991, история рассказанная призраком убитого человека) и «The Cunning Man» (1994) — также имели успех, но закончить свою четвертую трилогию писатель не успел...

В малой прозаической форме Робертсон Дэвис почти не работал, но на каждое Рождество, начиная с 1963 года, он писал и прочитывал своим ученикам в Мэсси Колледже историю о привидениях (ghost story). Это стало доброй традицией на целых 18 лет. Изданные все вместе в 1982 году, эти истории составили небольшой сборник рассказов на 200 страниц — «High Spirits», который был заслуженно удостоен World Fantasy Award-1984. Мастерски, разнообразно и со вкусом Дэвис обыгрывает здесь все традиционные ходы и приемы жанра историй о привидениях. Многие из рассказов получились откровенно пародийными, некоторые представляют собой небольшие зарисовки связанные с университетской жизнью или построены как культуро- и литературоцентричные диалоги известных исторических фигур. Часть рассказов была включена впоследствии в различные антологии. Лучшими из них обычно называют «The Ghost Who Vanished by Degrees», «The Great Queen is Amused», «Refuge of Insulted Saints» и «The Cat That Went to Trinity», а самым странным — «Поцелуй Хрущева» («The Kiss of Khrushchev»).

Робертсон Дэвис скончался в декабре 1995 года в госпитале города Оранджвиль после перенесенного инфаркта.

отзывы читателей:

Эта книга обладает каким-то магическим магнетизмом, не ты ее проглатываешь, а она тебя. На время чтения просто перестает существовать окружающий мир, настолько засхватывают романы. Напряженный загадочный сюжет, хороший язык, философские размышления...---"Дептфордскую трилогию" Робертсона Девиса - "Пятый персонаж", "Мантикора", "Мир чудес" - начала читать, прельстившись толщиной книги. Не хватает слов, чтобы описать впечатления!

Говорить о языке и стиле переводного романа – дело не слишком благодарное. Тем не менее, стиль ясный, прозрачный, лаконичный, никаких финтифлюшек и украшательств. Один из героев трилогии учит детей, что писать надо ясно, хотя это и трудно, потому при таком стиле глупость скорей становится очевидна. Автор явно придерживается этого принципа и сам. Невероятная красота и изящество формулировок. Изрядное количество афоризмов, занимательных самих по себе, вне зависимости от согласия с высказанной мыслью. Практически непогрешимая логика фраз, когда, чувствуя подвох, не можешь придраться и сформулировать, в чем он. Всего этого самого по себе достаточно для восхищения, даже если отвлечься от современного прозаического фона, на котором эта книга очень сильно выделяется. Так трилогия, вдобавок, совершенно потрясающе выстроена. Повествование – многослойное, т.е., интерес удерживается не за счет сюжета. И даже если сюжет в принципе покажется скучным, все равно найдется индивидуальный уровень прочтения. Мастерство детали завораживает. Герои внушают интерес и сопереживание.

Один из героев трилогии упоминает, как он читал классику "для общего развития". Книги показались ему затянутыми и скучными, и он в итоге остался при смутном ощущении, что люди, которым все это искренне нравится, – невероятно умны. Авторское чувство юмора – отдельная тема, которую можно долго развивать! Трилогия Девиса, безусловно, займет свое место на полке "классиков". Фаулз сказал про первый роман трилогии, что он из тех редких книг, которым не помешало бы быть подлиннее. Сама читала трилогию аж две недели. И, еще не дочитав, стала предвкушать, как буду перечитывать, находя что-то пропущенное или незамеченное в первый раз.

При первом прочтении меня сильней всего увлекла история о том, как причудливо переплетаются человеческие судьбы (достаточно одного-единственного снежка), при том, что каждый человек проживает при этом собственную жизнь. Один мальчик кинул в другого от злости снежком, тот увернулся, снежок попал по голове беременной жене священника, она родила преждевременно мальчика и сошла с ума. Можно было бы ждать, что в трех романах будут даны три точки зрения на одни и те же события. Но в жизни одного мальчика этот снежок, от которого он увернулся, имел значение буквально каждый час, второй - напрочь вытеснил его из памяти, третий о нем не знал. Даже если б и знал, это не сыграло бы роли в его жизни.

"Пятый персонаж" представляет собой развернутое биографическое письмо учителя-историка, уходящего в отставку, директору той самой частной школы, в которой он преподавал сорок лет. Будучи специалистом, он прекрасно поникает, насколько субъективна интерпретация любых объективных событий и фактов. Последовательный и насколько возможно подробный рассказ о жизни двух мальчиков до момента странной смерти того из них, что бросил снежок. К тому моменту ему было семьдесят лет и умер он спустя несколько часов после появления третьего героя, того самого преждевременно рожденного.

Честно могу сказать, ждала, что "Мантикора" будет точкой зрения от второго героя. Ничего подобного! Сын решает личные психологические проблемы и погибший отец, безусловно, фигурирует... но настолько рельефно показывается, как вещи, существенные и актуальные для кого-то, могут быть всего-навсего мимолетным отзвуком в чужой жизни.

Третий роман - о жизни третьего мальчика. Наверное, о том, как человек становится тем, кем он становится. Благодаря или вопреки обстоятельствам, или просто потому, что он так сам решил. Лично мне читался тяжелее всего, поскольку некоторые вещи я не воспринимаю как предмет художественного изображения. Например, от "Лолиты" Набокова меня физически тошнило. В "Мире чудес" есть значительно более тяжелые сцены и явления.

Масштаб повествования - эпическое полотно. Насыщенность местами действий, событиями, персонажами и взаимосвязями как в "Войне и мире" или "Саге о Форсайтах". Читается при этом с куда большей легкостью и увлечением. События по ходу трилогии куда только не перемещаются. Канада, Америка, Англия, Франция, Швейцария... Зарисовки - очень выпуклые. У меня всегда было плохо с пространственным воображением и визуальными рядами, я - аудиал конкретный. Текст чаще всего воспринимаю именно как набор слов, а тут - именно картинки возникали.

В общем, тепло рекомендую всем любителям хорошего чтения.---Давно я не читала книгу подобную этой, наверное только Полубрат смог меня захватить также. Согласна, первые 200 страниц довольно монотонного повествования немного утомляют, но они необходимы, это как проходной билет в чудесный мир этой книги. Она поглотила, увлекла и не хотела отпускать. Согласна с Фаулзом, который сказал, что это одна из немногих книг, которая могла бы быть и подлинней...

Доп. информация: Благодарю shniferson и Книжный трекер за предоставленную книгу

Скачать